Личный офис: Войти | Регистрация
Нижний Новгород и Нижегородская область (Сменить регион)

Мультилистинг в России: нет ничего невозможного (Интервью с С.Потаповым. Часть-1)

Американцам не стоит смотреть на нас свысока

Идея быстрого обмена информацией об объектах недвижимости между крупными российскими городами давно витала в воздухе. Сегодня о создании Национальной Мультилистинговой  Системы, основанной на внедрении программного продукта « с единым информационным стандартом, и о формировании всероссийской  базы данных по объектам недвижимости под  эгидой Российской Гильдии Риэлторов заявил холдинг «Миэль».

Как сказал в недавнем интервью консультант по интернет-маркетингу холдинга  Виктор Щеблецов, предпосылки для этого есть: к базе данных уже подключено более ста региональных компаний-членов Гильдии из 10 субъектов Федерации. Москва и Московская область, Башкортостан, Краснодарский край, Курская, Нижегородская, Самарская, Омская, Смотенска, Тульская, Курская и другие области подключены через информационного партнера, Информационную  систему «Центр», которая успешно работает в 25 городах России и ближнего зарубежья.

И тут мы вплотную подходим к Нижнему Новгороду. Потому что «отец-основатель» системы «Центр» - нижегородец  Сергей ПАТАПОВ.

Сергей Олегович - личность неординарная. На Западе о таких говорят: «selfmademan» - «человек, сделавший себя сам». О своем приезде в Нижний Новгород сегодня он вспоминает с легкой усмешкой – он был беженцем из Казахстана и у него не было ничего. Ничего – кроме головы, рук, умения быстро и четко анализировать ситуацию.

У нас еще будет возможность познакомиться с Потаповым поближе и узнать его взгляды на жизнь и проблемы рынка недвижимости, в котором он теперь  – признанная и серьезная персона. Сегодняшний наш разговор с Сергеем Олеговичем  касается  «мультизнания рынка» -  того, какие технологии позволяют решить эту проблему и как наш город оказался «вписанным» в общероссийский проект единого мультилистинга. Для такого направления нашей беседы есть и информационный повод:  на днях стало известно, что группа компаний «Информационная система «Центр» выиграла тендер в конкурсе, объявленном  Российской Гильдией Риэлторов, и теперь именно «Центр» будет  разрабатывать Единый Российский Реестр сертифицированных агентов и брокеров.

- Сергей, давайте для начала объясним читателям, что такое мультилистинговая система, для кого и для чего она?

- Риэлтор зарабатывает  на информации, так?  Информация нужна, чтобы компания  развивалась. Мультилистинг – это  объединение  прайсов  (листингов), в результате которого обеспечивается более гибкая система проведения сделок и дополнительные  возможности для их проведения. Скажем, у вас есть продавец, а у  меня – покупатель. Или  у меня есть покупатель, но нет такой квартиры, какая ему нужна. Поиск объекта внутри системы быстрее, чем если я буду сидеть и прозванивать - у  кого есть «двушка» с такими-то и такими-то параметрами. В объединенной базе данных легче найти именно то, что отвечает запросам  моего, конкретного,  клиента.  Для получения информации из других городов достаточно переключиться на любой регион внутри единой базы. Чтобы рекламировать свой объект в других городах, тоже достаточно выставить его в единой системе.

Но если почитать обсуждения на риэлторских форумах, то можно подумать, что  в плане информационного обеспечения  бизнеса мы безнадежно отстали от Запада. Есть, например, такая американская риэлторская «звездочка» и завсегдатай форумов, Светлана Столярова. Она повторяет, что в России нет мультилистинга. Потому, дескать, что  у нас нет правил, регулирующих раздел комиссии от общих сделок.  (В Штатах единая мультилистинговая система принадлежит Национальной  Ассоциации риэлторов, которая регулирует правила проведения этих сделок, и потому два этих параметра тесно увязаны). Или вот приезжают голландцы и высокомерно поучают – как можно сделать такую систему. А она  у нас есть! У нас  80 процентов всех агентств недвижимости и риэлторских компаний объединены этой базой и проводят совместные сделки.  Это в Нижнем Новгороде. Но «Центр» охватывает Юг России  - Ростов, Краснодар, Ставрополь, Сочи плюс  Самара, Иваново, Уфа.  Идея, действительно, витала. Где-то создавались свои информационные системы, где-то только обсуждалась потребность в них. Сегодня мы – есть. А где нас нету -  завтра мы там будем!

- Вы по-хорошему наступательны. Это стратегия?

- Знаете, в прошлом месяце был пример. Одна компания проплатила рекламу в газете  «Из рук в руки», но по техническим причинам  ее бюджет не был зачислен и реклама в газете не шла. Но в компании этого не заметили - были звонки, клиенты, сделки шли, бизнес не остановился. Для меня это очень важный показатель - компания была подключена к системе «Центр», и я теперь знаю: компания, агентство, включенное в систему, даже при непредвиденных обстоятельствах не погибнет. Мы создали сервер для работы со СМИ и предоставляем риэлторам удобный инструментарий для размещения объектов в печатные издания. Но рассматривать нас только как посредников между риэлторами и газетами  – значит  недооценивать возможности системы. На этом в свое время разошлись наши  идеологические линии с «Пронто-Москва», учредителем газеты «Из рук в руки». Мы проработали  четыре года в едином холдинге, но нас везде позиционировали только как инструмент подачи объявлений в газету. Такая недальновидность руководства холдинга не позволяла системе развиваться как мультилистингу.

После «развода» с «Пронто» мы потеряли возможность развивать наши идеи через те сложившиеся структуры, которые были у «Пронто» в разных городах. Но,  как практика показала, под нужное дело всегда находятся люди. В Смоленске нам говорили: «У вас не получится». Но отыскались двое парней, бывших риэлторов, которые прошли обучение в нашем «Центре» и,  за квартал создав эту систему, сумели объединить более 50 агентств в единую базу. Организовалась мощная компания «Центр-Сибирь» в Омске.  Дальше будут Новосибирск, Красноярск… «Центр» сегодня - самый крупный оператор, работающий в регионах.

- Как деятельность «Центра» впишется в масштабный проект холдинга «Миэль»? Вы партнеры?

-  Национальная  Мультилистинговая  Система, которую предлагает создать «Миэль»,  – это единый федеральный банк данных с открытым и для потенциальных покупателей, и для профессионалов  доступом. Это офисный инструмент  риэлтора и возможность работать в едином стандарте предоставления информации (что очень удобно и экономит массу времени и сил). Это общая картина  рынка недвижимости и сокращение расходов на продвижение  объектов и  услуг. Но это именно то, чем мы занимались, создавая свою Информационную систему «Центр»!

«Миэль» не создает программного обеспечения. Но «Миэль» говорит, что именно межрегиональные системы  обмена должны стать основой для формирования  единой федеральной системы. Они первые, кто осознал, что нужно не изобретать «местные велосипеды», а объединять существующие ресурсы. Мы ведь и сегодня слышим на конгрессе по недвижимости: если хотите стать лидерами и чтобы компания звенела, делайте, как мы, – создавайте местную сеть плюс печатное издание. Но это нужно было делать лет 10 назад. Сегодня уже есть лидеры и есть городские и межрегиональные мультилистинговые системы. Пришло время не пытаться  сделать нечто свое, а использовать  готовые уже инструменты, чтобы зарабатывать  деньги. «Миэль» решила на свои средства создать для Российской Гильдии Риэлторов единую базу, а наша деятельность, наряду с работой других сильных операторов, послужит основой для этого.  На сайте РГР уже есть ссылка на эту базу.

- А для чего нужен Единый Реестр сертифицированных агентов и брокеров? И почему Гильдия выбрала вашу компанию?

- Интересно, что решение о его создании было принято в рекордно короткий срок - за неделю. Очень не по-русски, обычно долго раскачиваемся! На объявленный тендер пришло восемь участников. Нас всех пригласили на интервью соискателей – чтобы мы задавали вопросы. А у меня нет вопросов! Для нас  все тут прозрачно, ситуацию в регионах мы знаем, опыт, контакты - есть. Для всех остальных участников это был все-таки просто заказ – возможность заработать деньги. Для нас – жизненная необходимость, развитие дела, которым занимаемся: возможность сделать прямую связку этого реестра и мультилистинговой  системы, которую мы уже поставляем риэлторам.

Смотрите: все аттестованные агенты автоматически попадают в реестр -  и они же размещают свои объекты недвижимости в нашей системе, а наша система является поставщиком  для единой базы в России. Ну грех не связать реестр агентов с их персональными прайс-листами! Заходим в реестр, нажимаем кнопку: просмотрели объекты – заявку агенту оставили. Это закономерный этап в развитии мультилистинга.

Мы быстренько сделали прототип. Гильдия объявила, что выделяет под проект 4 миллиона рублей. Мы предложили  сделать это за  чисто символическую цену - 300 тысяч. Нам  ведь не надо было ничего разрабатывать – мы уже сделали это, независимо от конкурса. Кроме того, нужно четко понимать: создать сайт, реестр – это одно. Но нужно сделать его работоспособным. Для этого необходимы кадры и структуры на местах - кто-то должен «вести» дальше этот проект. А так как мы уже работаем в 25 городах и у нас есть служба технической поддержки, которую мы можем предоставить Гильдии, то логично было и дальнейшую судьбу Реестра отдать в наши руки.  Думаю, еще и поэтому нас выбрали.

- Опыт, наработки для выхода на российскую сцену – это уже результат. А как все начиналось? Как возникла вообще идея мультилистинговой системы? Как долго вы существуете?

- Нашему проекту больше 12 лет. Родился он  в Дзержинске. В Нижнем тогда  была своя информационная система: компания «Орион-НН» создала программное обеспечение и производила обмен среди членов Нижегородской Гильдии. Но это был закрытый пул - туда никого, кроме членов Гильдии, не пускали, оберегая свои  преимущества. Но интересно было объединить все риэлторские  компании  в единую систему. И мы стали объединять тех, кто не входил в Гильдию. А потом создалась  критическая  ситуация,  когда наша база стала более интересна, чем собственно нижегородская. И тогда члены Гильдии подключились к нам.

- Вам  приходилось преодолевать стереотипы, настороженность  агентов и риэлторов по отношению друг к другу?

-  Это как раз и было главным – объединить конкурентов. Помню, в Иваново нам долго объясняли, что у них не принято указывать улицу, где расположен объект. Да, говорят, улицы не называем, но у нас есть «местечки». Укажем: в районе 15-й горбольницы, в районе вокзала – все поймут. Этажи тоже не указываем, у нас на этой улице один 9-этажный дом! То есть они боялись, что все риэлторы города Иваново  сбегутся к этому дому, чтобы «кинуть». Обмен информацией? С конкурентами?! Да здесь только моя компания работает нормально,  остальные - кидалово. Вот такой рынок! Нужна была революция. И Владимир Ильич Ленин.

- Хотите сказать - там нашелся Ленин?

-  Им оказался я. Нет, правда, еще была Надежда Константиновна Крупская. Через полгода они уже стали просить указывать в базе данных улицы, а еще через полгола – номера домов.  Это то, чего до сих пор у нас в Нижнем не делают - 12 лет работая с этой системой.

- Сопротивление в новом городе вас не останавливает?

- Знаете, как мы пришли в Самару? Там была своя система, но в технологическом плане они отставали. Мы пришли с новыми технологиями – нас попросили в 12 часов покинуть город: «Чтоб ноги вашей здесь не было, нижегородская экспансия,  вы пришли разрушать наш мультилистинг!». Мы решили остаться. Сегодня в  Самаре крупнейшая система, объединяющая   450 компаний.

- Часто вам говорят, что ничего не получится? Или уже тот уровень развития, когда такое не говорят?

- Переубедить всегда удавалось и удается. Когда в Смоленске сказали «У вас не получится», я ответил: «У нас получится, потому что у нас  - получается».  А получатся потому, что в свое время я принял курс на независимость. Система – специфический продукт. Родиться она могла только в риэлторской компании. Но чтобы дальше развиваться, она должна была стать самоокупаемой. А кто плательщики? Риэлторские компании, заинтересованные в функционировании системы. Но если информационная система принадлежит одной из риэлторских фирм, это значит – платить надо своему конкуренту! Были программы лучше нашей. Но при попытках выйти на рынок все они сталкивались с этой проблемой: конкурентам платить не станут. Чтобы объединить, надо быть независимым. Именно такое решение было принято по «Центру». У меня не было своего агентства недвижимости,  я занимался только программным обеспечением. Это и есть мой бизнес. Но это и идеология. Обслуживая систему и общаясь с людьми, я невольно собирал мнения. Я понял, что прозрачность и стремление сделать рынок цивилизованным, - главная идея нашего бизнеса.

Беседовала Елена Чернова.

16.09.2008, 12:31 Автор:
Обратно